Учебный план основного общего образования (ФГОС) 2021-22 (1)

Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47
г.Улан-Удэ»

является

составной

частью

основной

программы основного общего образования школы.

образовательной
Основаниями для

разработки учебного плана являются следующие нормативные документы:
•

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

•

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении
и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования»;
•

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255
«О

введении

федерального

государственного

стандарта

общего

образования»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.12.2020г №1897 (с
изменениями от 29.12.2014 №1644; от 31.12.2015г. №1577);
• Приказ Министерства просвещения РФ от11 декабря 2020г №712- О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные

стандарты

общего

образования

по

вопросам

воспитания обучающихся»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г №254 (с изм от
23.12.2020г №766).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ то
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3548-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по основным общеобразовательным программам- образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021г №115;
•

Закон РБ «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 №240-

•

V (cтатья 10.1);

•

Федеральный закон от 03.082018 №317-ФЗ о внесении изменения в
часть5.1 статьи 11;

•

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. «Об
изучении «Второго иностранного языка»;

•

Примерная

основная

общеобразовательная

программа

основного

общего образовании, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию

(протокол от

08.04.2015г №1/15);
•

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015г №08761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур
и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов
России»;

•

Методические рекомендации «Об преподавании бурятского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия
в 2015-2016 учебном году»;

•

Оснолвная образовательная программа основного общего образования
МАОУ «СОШ №47» г.Улан-Удэ от 8 апреля 2017 г. № 1/15;
• Устав МАОУ «СОШ №47» г. Улан-Удэ.
В рамках ООП школы настоящий учебный план рассматривается как

средство

ее

реализации

и

представляет

собой

содержательный,

организационно-финансовый документ, определяющий:
-содержание задач ступеней обучения;
-требования к объему образовательной нагрузки на учащегося с учетом
всех ее видов и форм на 2021-2022 учебный год;
-требования к объему преподавания с учетом всех его видов и форм на

2021-2022 учебный год;
-требования к объему научно-методической и экспериментальной
работы с учетом всех ее видов и форм на 2021-2022 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования
реализуется

образовательным

учреждением

через

учебный

(образовательный) план и программы внеурочной деятельности.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и

структуру

обязательных

предметов

и

направлений

внеурочной

деятельности по классам (годам обучения).
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включающей
внеурочную деятельность.
В учебном плане выдержано соотношение между обязательной частью
и частью, формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательную часть учебного плана ООО школы в соответствии с п.
11.2. ФГОС включены «Родной язык и литература»- 1 час. В 6, 7, 8 классах
по 1 часу «Родного (русского языка»), В 9 классах по 0,5 часа «Родного
(русского) языка» и «Родной литературы».
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся,
предпрофильной

подготовки

часть

учебного

участниками образовательных отношений,

плана,

формируемая

предусматривает учебные

занятия для изучения отдельных учебных предметов. В кадетских классах- 1
час на факультатив по истории, 1 час на «Бурятский язык» в соответствии с
Положением «О государственных языках образования в МАОУ «СОШ №
47», с учетом мнения Совета родителей; в IT-классах - 1 час на
«Математику» («Алгебра») и 1 час на «Информатику»; в лингвистических
классах – 1(2) часа на «Английский язык». В 9 классах из части,
формируемой участниками ОП, предусматривается 1 час на элективный курс
по русскому языку, 1 час на элективный курс по алгебре.

Часть,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

обеспечивает изучение родного (бурятского) языка как государственного –
по 1, 2 часа в 5-8 классах в соответствии с Положением «О государственных
языках образования» в МАОУ «СОШ № 47», с учетом мнения Совета
родителей.
Деление на группы направлено на повышение образовательных и
возрастных результатов через реализацию особенностей преподавания
предметов, качественную реализацию практической части программ по
предметам, которая обеспечивает получение обучающимися персонального
опыта действования в предмете, что является требованием ООП основного
общего образования.
Деление на группы в учебном плане основного общего образования
осуществляется при проведении занятий по иностранному (английскому)
языку, по технологии, по информатике и ИКТ.
Нормы учебной нагрузки по учебному плану основной ступени
соответствует требованиям СанПина в 5-9 классах. Продолжительность
учебной недели – 5 дней. Продолжительность урока – 40 минут.

Календарно-учебный график на 2021-2022 учебный год
2021-2022 учебный год в школах, гимназиях и остальных учебных
заведениях РФ начнется 1 сентября 2021 года и продлится до 27 мая 2022
года включительно.
Общая продолжительность учебного года составит 273 дня, из которых
170 дней будут учебными, а 103 дня придутся на каникулы, выходные и
праздники.

Каникулы в 2021-22 учебном году
Согласно рекомендациям Комитета по образованию Администрации г.
Улан-Удэ в учебных заведениях будут установлены такие даты каникул в
2021-2022 учебном году.
•

Осенние каникулы в 2021-2022 учебном году начнутся 1 ноября

2021 года и закончатся 7 ноября 2021 года. Продолжительность осенних
каникул 2021 составит 7 дней. 2 четверть начнется с 8 ноября 2021г.
•

Зимние

новогодние

каникулы

в

2021-2022

учебном

году начнутся 31 декабря 2021 года и закончатся 09 января 2022 года.
Продолжительность зимних каникул составит 10 дней. 3 четверть начнется
10.01.2022г.
•

Весенние каникулы в 2021-2022 учебном году начнутся 28 марта

2022 года и закончатся 3 апреля 2022г, 4 четверть начнется 4 апреля 2021
года. Продолжительность весенних каникул составит 7 дней.
•

Летние каникулы в 2021 году начнутся 30 мая 2022 года и

продлятся до 1 сентября 2022 года.
Дополнительные каникулы для первоклассников могут быть введены с
21 февраля 2022 по 27 февраля 2022 года. Кроме того у учащихся в учебных
заведениях выходными днями будут 23 февраля 2022 года, Сагаалган, 7, 8
марта 2021 года, 2,3 мая 2022 года и 9, 10 мая 2022 года.

Учебный план основного общего образования (недельный)
Предметные

Учебные

области

предметы

Количество часов в неделю
Классы

5к

5л

5it

5

6

7к

7л

7it

7

8к

8it

8

9к

9it

9

Обязательная часть
Русский язык
и литература

Русский язык

5

6

6

6

6

4

4

4

4

3

3

3

2

2

2

Литература

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

Родной язык и
родная
литература

Родной

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

0,5

0,5

0,5

язык

(русский)
Родная
литература
(русская)

Иностранные

Иностранный

языки

язык
(английский)
Второй
иностранный
язык (немецкий0

Математика и
информатика

Математика

5

5

предметы

5
3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Геометрия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

ИКТ
научные

5

Алгебра

Информатика и
Общественно-

6

История

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Обществознание

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

География

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0,5

05

0,5

30

30

30

1

1

1

Естественно-

Физика

научные

Химия

предметы

Биология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

Изобразительное
искусство
Технология

Технология

Физическая

Физическая

культура и

культура

ОБЖ

ОБЖ

Индивидуальный проект
Итого

27

27

27

27

29

30

30

30

30

31

31

31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Бурятский язык
Русский язык

1

2

1

1

2

1

2

Иностранный язык (английский)

2

История

2

1

1

1

Алгебра (математика)

1

Информатика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Элективные курсы

1

Максимально допустимая

29

недельная нагрузка

29

29

29

30

32

32

32

32

33

33

33

33

33

33

План внеурочной деятельности обучающихся основной школы
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего
образования;
Концепция

модернизации

дополнительного

образования

детей

Российской

Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных
объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ то 28.09.2020 г.
№28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3548-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;
Положения

о

спортивно-оздоровительном,

библиотечно-информационном

и

культурно-досуговом центрах ОУ;
Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагогапсихолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.
Пояснительная записка.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования,
важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном
и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в
контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее

эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях
системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной
деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а
воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный
процесс. Внеурочная деятельность в МАОУ «СОШ №47 г. Улан - Удэ (в дальнейшем –
школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной
деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной
деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и
социализации детей.
Оптимизационная

модель. Модель

внеурочной

деятельности

на

основе

оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации
принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор,
социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель,
который в соответствии со своими функциями и задачами:
•

взаимодействует

с педагогическими

работниками, а также учебно-

вспомогательным персоналом школы;
•

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития

положительного

потенциала

личности

обучающихся

в

рамках

деятельности

общешкольного коллектива;
•

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей

деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
•

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов

на

методического

внеурочную
пространства

деятельность,
в

создании

образовательном

единого

учреждении,

образовательного

и

содержательном

и

организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности,
которая

осуществляется

по

направлениям

развития

личности

(спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественноэстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые
столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на
ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
школы.
Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же
предусматривает использование следующих документов:
– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности
школы,

а

так

же

создают

предпосылки

для

проектирования

индивидуальных

образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную
деятельность.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной
деятельности, являются:
-территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и
классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности
(наличие

психолога,

социального

педагога,

педагога-организатора,

учителей,

реализующих внеурочную деятельность.),
-материально-техническое

обеспечение

внеурочной

деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком
своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие

возрастным

особенностям

обучающихся,

преемственность

с

технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности
школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
спортивно-оздоровительное;
гражданско-патритическое;
научно-познавательное;
социальное;
художественно-эстетическое;
техническое;
проектная деятельность.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых
стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в районных, городских, республиканских спортивных соревнованиях.
Секции: Тхэквондо, Баскетбол, Волейбол, Вольная борьба, Фитнес- аэробика.
2.Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Объединения: ЮИД ,ДЮП, волонтеры.
3.Гражданско-патриотическое:
Организация экскурсий в музеи, в войсковые части.
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества», «В мире книг»
Выставки рисунков.
Встречи с участниками «горячих точек»;
Тематические классные часы
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
Конкурс-смотр строя и песни
Фестивали патриотической песни
Общевойсковая подготовка (кадетские классы).
Военно-спортивная игра «Зарница»
Клуб «Топаз»
4. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Работа факультатива «Подготовка к ОГЭ»;
5. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок
и творческих работ учащихся, концертов, фестивалей.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,
культуре поведения и речи;
Кружки: хореография, хор, ИЗО
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на
уровне школы, города, республики.
6. Техническое:
Кружки: «Робототехника»

7. Проектная деятельность
участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города;
разработка проектов к урокам.
5. Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в
системе.
Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в
вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим
направлениям:
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной
внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного
образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в
домашних условиях;
- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.
Учащиеся школы
Администрация школы
Учителя предметники
Центр дополнительного образования детей, библиотеки, музеи, театры города.
Медицинский работник, инспектор и др.спец.службы
Родители
Классный руководитель
Взаимодействие
В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и
совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий
и т.д.
В

течении

всего

обучения

в

школе

обучающиеся

получают

комплекс

воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким
образом, взаимодействие школы и социума постоянно.
6 .Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально- техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программы;
- педагоги ДСШОР №3,5;
- библиотекарь;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагоги дополнительного образования.
7. Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор,
проектор,
экран и др.
8. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение
планируемых
программы

результатов
школы.

освоения

Модель

соответствующей

организации

основной

внеурочной

образовательной

деятельности

описывает

инструменты достижения этих результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни): приобретение

школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в
обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории
своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной
групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения
и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты

второго

уровня

(формирование

позитивного

отношения

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты
самостоятельного
исследовательской

третьего

уровня

социального
деятельности;

(приобретение

действия): школьник
опыт

школьником

может

публичного

приобрести

выступления;

опыта
опыт
опыт

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет
свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной
деятельности.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те
виды

внеурочной

деятельности,

которыми

занят

школьник.

План внеурочной деятельности МАОУ«СОШ №47 г.Улан-Удэ»
на 2021-2022 учебный год
Внеурочная
деятельность
Всего

5классы

6классы

7классы

8классы

10

10

10

10

9классы
10

Спортивно-оздоровительное направление
Баскетбол

1

1

1

1

1

Волейбол

1

1

1

Тхэквондо

1

1

1

Фитнес- аэробика

1

1

1

1

Вольная борьба

1

1

1

1

1

Самбо

1

1

1

1

1

Каратэ

1

1

1

1

1

Футбол

1

1

1

1

1

Гражданско-патриотическое
Общевойсковая
подготовка
Клуб «Топаз»

1

1

1

1

1

1

Научно-познавательное
«Подготовка к ОГЭ»

1

«Подготовка к ЕГЭ»
«Grape Seed»

1

1

1

Техническое
Робототехника

1

1

1

Художественно-эстетическое
КТД

1

1

1

1

1

Брейк- данс

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Проектная деятельность
участие в научноисследовательских
конференциях на
уровне школы,
города;
разработка проектов к
урокам.

1

ДЮП, ЮИД

1

Волонтерское
движение
Профориентация

1

1

Социальное
1

1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 45-0-32, 8 (3012) 55-3-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».